Чугунные секционные водогрейные котлы, их устройство и работа
Чугунные секционные водогрейные котлы применяются для нагрева воды до 115 °С при давлении в системе отопления до 6 кгс/см: (0, 6 МПа). Теплопроизводительность котлов до 1 Гкал/ч.
Основной характеристикой котлов является поверхность нагрева. Это поверхность труб секций котла, которые с одной стороны обогреваются продуктами сгорания топлива, а с другой охлаждаются водой. Поверхность нагрева измеряется по газовой стороне, м2.
Широкое применение в котельных получили чугунные секционные котлы шатрового типа с нижней топкой, которые выпускаются в настоя-щее время – котлы КЧ-1, «Унивсрсал-6», «Унивсрсал-бМ», «Тула-3», «Факел-Г», ГАЗ-900, а также снятые с производства, но находящиеся в эксплуатации котлы «Энергия-6», «Тула-1», «Минск-1» и др.
Чугунные котлы независимо от их марки собираются из отдельных секций. Различия конструкции секций приведены на рис. 65.
Рис. 65. Секции различных моделей чугунных котлов и их соединение: а – котел НР(ч); б – котел «Универсал»; в – котел «Энергия»; г – котел МГ2; д – котел «Отоггитель»; е – котел Э5-Д2; ж – универсальных котлов; з – пакет секций; и – ниппельные соединения; к – каналы для движения воды; 1 – стяжные болты; 2 – ниппели; 3 – ребра; 4 – каналы для воды
Секции соединяются между собой с помощью конических ниппелей 2 и стяжных болтов 1, которые проходят через отверстия в ниппелях. Для создания герметичности ниппеля в отверстия секций вставляется на графитной или суриковой пасте с подмоткой асбестовый шнур, пропитанный той же пастой. Зазор между секциями допускается не более 2 мм. Собранные таким образом два пакета устанавливаются на огнеупорную каменную кладку, которая представляет собой топку и боковые газоходы.
Пакеты соединяются между собой коллекторами: через задний нижний коллектор обратная вода подается в котел на подогрев, а через передний верхний коллектор горячая вода поступает в систему отопления или горячего водоснабжения. На верхние ниппельные отверстия задних секций и нижние отверстия передних ставятся заглушки. К передним нижним заглушкам подсоединяются спускные или продувочные линии с клапанами.