Паровой котел – это такое устройство, в котором размещена топка. В ней происходит сгорание твердого или подвижного топлива с последующим выделением тепла. Благодаря этому теплу вода в котле нагревается и из нее генерируется пар (насыщенный или перегретый). Выходящий пар имеет давление выше атмосферного и используется в промышленных нуждах.
В общем виде устройство котла выглядит следующим образом. Находящийся в верхней части котла барабан соединяется с коллекторами, расположенными в его нижней части, при помощи опускных труб (они сами не обогреваются). С помощью подъемных труб коллекторы замыкаются на барабане. Подъемные трубы расположены в зоне сгорания топлива. По трубам вверх поднимается смесь пара и воды, в сепараторе происходит разделение этой смеси на составляющие. Пар поступает в паропровод, а вода возвращается в барабан и снова участвует в процессе выработки пара.
Составные части и устройство парового котла
- нагревательные приборы (трубы, радиаторы, батареи, регистры);
- магистральные трубопроводы;
- регулирующая и запорная арматура;
- насосы;
- средства управления;
- автоматика.
Устройство парового котла предполагает наличие различных труб и сосудов. Трубы и сосуды различного диаметра соединяются между собой методом вальцовки либо сварки. В котлах есть специальные люки, которые обеспечивают возможность очистки и осмотра коллекторов и барабана. Внутри котла есть два пространства: водное и паровое. Водное заполнено водой, а паровое – паром. В паровом пространстве котла располагается сепаратор, который отделяет пар от влаги. Устройство разделяет эти два пространства зеркалом испарения.
Главной составляющей парового котла является топка. В ней происходит процесс горения. Это клетка из вертикальных труб, которые присоединены выходными отверстиями ко включенным в циркуляцию котла барабанам коллектора. Снаружи топка обшита огнеупорными и теплоизолирующими материалами. Между трубами и их обшивкой располагаются специальные кирпичи. Эти кирпичи открывают передние поверхности труб, но закрывают задние, в результате чего на стенах топки не задерживаются шлак и зола.
При использовании твердого топлива оно располагается на колосниковой решетке. Через воздушные отверстия в само измельченное топливо проникает воздух. При коксовании угля его надо периодически перемешивать, чтобы подача воздуха не прекращалась.
При использовании подвижного топлива (угольной пыли, мазута, топливного газа) оно вводится с помощью горелки в топку. В этой горелке сильно закрученные потоки воздуха перемешиваются с поступающей струей топлива.